События
С 25 сентября по 1 октября 2017 года пройдет Инклюзивный фестиваль в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
26.09.2017Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информирует, что с 25 сентября по 1 октября 2017 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет «Инклюзивный фестиваль».
Фестиваль объединит мероприятия, предназначенные для посетителей с особыми потребностями, музейных профессионалов и всех желающих.
Цель проекта – преодоление физических и коммуникативных барьеров, а также обмен ощущениями, знаниями и впечатлениями, связанными с посещением музея у разных категорий посетителей.
В программе фестиваля – спектакль «Гамлет» на жестовом языке, пластические мастер-классы с незрячими актерами, занятия искусствоведов и педагогов ГМИИ им. А.С. Пушкина, лекции, концерты.
Частью «Инклюзивного фестиваля» станет научно-практическая конференция, которая пройдет 25-27 сентября и будет посвящена проблеме формирования доступной среды в музейном пространстве. Среди участников - представители музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Калуги, Ярославля, Нарьян-Мара и других городов.
Посещение занятий, спектаклей и концертов является бесплатным при условии онлайн регистрации.
Программа фестиваля:
25.09.2017, понедельник Главное здание, Итальянский дворик |
|
11:00 – 11:30 |
Открытие инклюзивного фестиваля |
11:30 |
Спектакль «Живые картины» слепоглухих актеров театра-школы «Инклюзион» |
18:00 – 19:00 |
Спектакль «Гамлет». Театр неслышащих актеров «Недослов» |
Отдел личных коллекций |
|
15:00 – 15:15 |
Открытие научно-практической конференции «Доступный музей» |
15:15 – 17:00 |
Круглый стол «Формирование дружелюбной среды в Музее» |
26.09.2017, вторник Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков |
|
10:00 – 11:00 |
Экскурсия по постоянной экспозиции для детей с когнитивными особенностями. Ведет Варвара Замахаева, научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. |
Главное здание |
|
12:00 – 13:00 |
Занятие для незрячих «Его величество стул». Ведет Ирина Скопцова, младший научный сотрудник Отдела искусства старых мастеров. |
13:00 |
Концерт для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
14:30 – 16:00 |
Мастер-класс по жестовому языку проведет Варвара Ромашкина, переводчик жестового языка, руководитель Отдела переводчиков жестового языка Российской государственной специализированной академии искусств |
ЦЭВ «Мусейон» |
|
16:30 – 18:00 |
Мастер-класс для специалистов «Каждый ребенок – художник». Методы арт-терапии в работе с детьми с особыми потребностями. Мастер-класс проведет Мария Дрезнина, арт-терапевт и сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества |
27.09.2017, среда Главное здание |
|
11:30 – 12:10 |
Мастер-класс с неслышащими модераторами театра «Недослов» |
12:00 – 13:00 |
Мастер-класс для слепых и слабовидящих «Голладский натюрморт – мир на столе» проведут Ольга Морозова, заведующая Отделом эстетического воспитания детей и юношества, Ирина Захарова, старший научный сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества, Оксана Киташова, лаборант 2-й категории Отдела эстетического воспитания детей и юношества |
15:00 – 18:00 |
Мастер-класс для специалистов «Работа с людьми третьего возраста» проведет Мария Дрезнина, арт-терапевт и сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества. С 16:00 продолжение занятия в ЦЭВ «Мусейон» |
Отдел личных коллекций |
|
16:40 – 17:10 |
Мастер-класс для специалистов «Тифлокомментирование, или словесное описание для слепых» проведет Мария Щербакова, начальник отдела реабилитации инвалидов «РЕАКОМП» |
28.09.2017, четверг Главное здание |
|
19:00 |
Экскурсия на жестовом языке по выставке «Цай Гоцян. Октябрь» |
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков |
|
12:00 – 13:00 |
Экскурсия для детей и их родителей по экспозиции Галереи. Ведет Наталья Кортунова, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков |
ЦЭВ Мусейон |
|
11:00–13:00 |
Мастер-класс «Эстамп для слепых и слабовидящих» проведет Светлана Кочеткова, художник-график, печатник, преподаватель студии эстампа в Центре эстетического воспитания «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина |
29.09.2017, пятница Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков |
|
10:00 – 11:00 |
Экскурсия по постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков для детей с когнитивными особенностями. Ведет Наталья Кортунова, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков |
Главное здание |
|
16:30 – 19:00 |
Мастер-класс для детей с особыми потребностями и их родителей «Новая жизнь вместе с музеем» проведет Мария Дрезнина, арт-терапевт и сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества. Участники: Фонд «Волонтеры в помощь детям сиротам» |
30.10.2017, суббота Главное здание |
|
10:00 – 11:00 |
Экскурсия по постоянной экспозиции Главного здания. Ведет Александр Сорокин, ведущий научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, МГППУ |
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков |
|
11:00 – 12:00 |
Экскурсия по постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков для детей и их родителей. Ведет Ольга Нелюбина, лектор-искусствовед Отдела экскурсионной и лекционной работы ГМИИ им. А.С. Пушкина |
ЦЭВ Мусейон |
|
11:00 – 13:00 |
Мастер-класс «Эстамп для слепых и слабовидящих» проведет Светлана Кочеткова, художник-график, печатник, преподаватель студии эстампа в Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина |
13:00–16:00 |
Социально-художественная акция «Земля, на которой мы живем» для детей и их родителей. Ведет Мария Дрезнина, арт-терапевт и сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества |
01.10.2017, воскресенье |
|
Главное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков |
|
13:00 – 16:00 |
Тематические экскурсии студентов Клуба юных искусствоведов по постоянной экспозиции Главного здания и Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков |
Программа научно-практической конференции «Доступный музей»
25 сентября 2017 Главное здание |
|
15.15 – 17.00 |
Круглый стол «Формирование дружелюбной среды в Музее» Участники: |
Марина Девовна Лошак - директор ГМИИ им. А.С. Пушкина |
|
Владимир Заурбекович Базоев - председатель Московской городской организации Всероссийского общества глухих |
|
Александр Яковлевич Неумывакин - председатель Всероссийского общества слепых |
|
Ольга Евгеньевна Кудрявцева - заместитель генерального директора по реабилитации института «Реакомп» |
|
Лада Игоревна Талызина - менеджер инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж» |
|
Афанасий Михайлович Гнедовский - исполнительный директор ИКОМ России |
|
Наталья Киселёва - эксперт управления по связям с общественностью и СМИ Департамента маркетинга и коммуникаций ПАО Сбербанк |
|
Александра Ливергант - директор по связям с общественностью фонда «Выход» |
|
Александр Борисович Сорокин - ведущий научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, МГППУ |
|
Илья Дмитриевич Ермолаев - помощник генерального директора Государственного Эрмитажа |
|
26 сентября |
|
1-я сессия. Музеи и социальная инклюзия: практические аспекты Модератор: Ирина Викторовна Баканова, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе. |
|
10:00 – 11:00 |
Комплексный подход к реализации безбарьерной среды для посетителей с разными категориями инвалидности: |
- для маломобильных посетителей - Тамара Васильевна Золотцева, помощник председателя ВОИ, 15 мин. |
|
- для глухих посетителей - Владимир Заурбекович Базоев, председатель МГО ВОГ, 15 мин. |
|
- для незрячих посетителей - Мария Александровна Щербакова, начальник отдела реабилитации инвалидов «РЕАКОМП», 15 мин. |
|
- для посетителей с особенностями развития - Анна Соловьева, директор АНО «Центр социальной поддержки «Инклюзивная молекула», эксперт фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход», 15 мин. |
|
11:00 – 11:15 |
Проект «Инклюзивный музей»: обучение, конкурс музейных проектов, Фестиваль Инклюзии. Динара Рамисовна Халикова, директор по проектам ИКОМ России; Наталья Черкасова, основатель проекта «Колесо Обозрения». Проект «Инклюзивный музей» реализуется Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) совместно с социальным проектом «Колесо Обозрения» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Его миссия – развитие лучших практик социализации и творческой реабилитации детей с инвалидностью музейными средствами, а также формирование в музеях доступной среды. В рамках доклада будут представлены первые итоги обучающей программы для музейных специалистов, а также рассказано о предстоящем грантовом конкурсе и всероссийской музейной акции – Фестивале Инклюзии. |
11:20 – 11:50 |
Арт терапия. Музейные практики в ЦЭВ «Мусейон». Мария Григорьевна Дрезнина, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, арт-терапевт, реабилитолог С момента создания мастерской арт-терапии в 2006 году, ГМИИ им. А.С. Пушкина накопил большой практический опыт проведения подобных занятий для детей с особенностями развития, помогающих детям прикоснуться к миру творчества, выразить себя как личность и открыть новые таланты. Цель занятий – снять психологические ограничения, расширить кругозор, помочь детям влиться на равных, вместе с другими людьми, в единый поток культуры. Музей открывает им доступ к новой информации, к вечным ценностям и сокровищам мирового искусства. |
11:55 – 12:10 |
Подготовка к впечатлению. Опыт дигитальных проектов для посетителей с особыми потребностями. Евгения Игоревна Киселёва, куратор инклюзивных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Общение посетителя с музеем начинается задолго до посещения экспозиции. Для посетителей с инвалидностью подготовка к визиту имеет особое значение. В рамках программы «Доступный музей» в ГМИИ им. А.С. Пушкина было реализовано несколько специальных проектов, призванных помочь посетителям подготовиться к посещению постоянной экспозиции и специальных мероприятий. |
12:15 – 12:30 |
Инклюзивный отдел и рабочая группа, как возможные варианты организации работы по повышению доступности музея. Вовлечение и обучение персонала. Марина Юрьевна Жучкова, зав. отделом по работе с посетителями ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инклюзивная деятельность – новое направление в жизни большинства музеев. С чего начать? Как организовать внутри музея работу по повышению доступности музея для посетителей с инвалидностью? Кому поручить эту работу? Какие музейные специалисты могут быть привлечены? Как обучить персонал музея, включая смотрителей, кассиров и сотрудников сервисных служб, навыкам общения с особенными посетителями? Эти и другие организационные вопросы не менее важны для успешной реализации инклюзивных проектов, чем разработка и развитие самих методик проведения занятий для посетителей с инвалидностью. |
12:35 – 12:50 |
Пространство музея как социокультурная среда для детей с особенностями развития. Из опыта работы Государственного Эрмитажа. Лариса Ярославовна Шостак, методист Научно-методического отдела Государственного Эрмитажа «Школьный центр» |
Обсуждение 10 мин. |
|
Перерыв |
|
2-я сессия. Организация пребывания в музее специальных групп посетителей Модератор: Ольга Владиславовна Морозова, заведующая Отделом эстетического воспитания детей и юношества центра «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина. |
|
14:00 – 15:00 |
Слабовидящие и незрячие посетители в художественном музее. Программы групповых и индивидуальных посещений. Ольга Владиславовна Морозова, заведующая Отделом эстетического воспитания детей и юношества центра «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина Посетитель художественного музея приходит не только за новой информацией. Встреча с произведением искусства - это прежде всего эстетическое переживание, и первоочередной задачей экскурсовода становится организация впечатлений слушателей в целостный художественный образ. Познание предметов и явлений окружающего мира происходит при участии всех органов чувств. Для незрячего человека отсутствие зрительных впечатлений компенсируется эмоциональным описанием памятника, музыкой, поэзией. Обращение к эмоциональной сфере запускает процесс творческого восприятия, захватывает аудиторию, служит импульсом ответной эмоциональной реакции, столь необходимой в художественной коммуникации. |
15:00 – 15:15 |
Работа с особыми посетителями разных категорий в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Варвара Евгеньевна Замахаева, научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков |
15:20 – 15:35 |
Использование творческой деятельности в работе с детьми и взрослыми с особыми потребностями Елена Владимировна Антонова, логопед Центра лечебной педагогики, г. Москва Для чего нужна творческая деятельность в работе с детьми и взрослыми с особыми потребностями? Цели и задачи. Терапевтический и педагогический потенциал различных материалов. Как заинтересовать, когда «ничего не интересно». Как найти возможность, когда "ничего не может". Что важнее – процесс или результат? польза или удовольствие? |
15:40 – 15:55 |
Услышать музыку души. Реабилитация особенных детей в художественном музее. Светлана Вячеславовна Аксенова, методист сектора методического обеспечения Научно-просветительского отдела Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева В докладе обобщен опыт работы с детьми с задержкой развития, чуть более подробно представлены некоторые из методик, которые используют сотрудники музея в работе по реализации программы «Прикосновение к радуге», в рамках которой и проходит реабилитация особенных детей в музее. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева сотрудничает с несколькими коррекционными школами VIII вида. Каждое занятие с особенными детьми состоит из двух частей — экскурсия (или беседа) и самостоятельная творческая работа учеников под руководством музейного педагога и психолога. |
16:00 – 16:15 |
Влияние современных художников на развитие инклюзивных проектов. Анастасия Владимировна Добрышкина, помощник руководителя ГМИИ им. А.С. Пушкина, координатор инклюзивных проектов В последнее время реализация инклюзивных проектов в музеях становится все более актуальной. Создаются условия для повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями – меняется музейное пространство, обучается персонал, в экспозицию внедряются тактильные макеты, записываются видеогиды. Однако это всего лишь средства, призванные сделать поход в музей посетителя-инвалида более комфортным. Достаточно ли этого? Меняется ли от этого осознание инвалидом себя и своего места в жизни общества? Меняется ли отношение общества к нему? При создании благоустроенной инклюзивной среды ответы на эти вопросы также важны, как и практические изменения уровня жизни людей с ограниченными возможностями. Роль современного художника заключается в том, чтобы акцентировать внимание общества на проблемах, которые оно порой старается не замечать, вести диалог о социально значимых проблемах и влиять на них. |
Обсуждение 45 мин. |
|
27 сентября |
|
3-я сессия. Инклюзивные мероприятия в музее Модератор: Евгения Игоревна Киселёва, заведующая Отделом маркетинга и связей с общественностью в ГМИИ им. А.С. Пушкина. |
|
10:00 – 11:00 |
Круглый стол «Организация инклюзивных мероприятий: сложности и возможности». |
11:00 – 11:15 |
Критерии успешности для инклюзивных мероприятий музея. Александр Борисович Сорокин, Ведущий научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, МГППУ Цели визита в музей посетителей типичного развития без ограничения здоровья и посетителей специальных групп, с одной стороны, пересекаются, а с другой – характеризуются спецификой, которую необходимо учитывать при планировании инклюзивных проектов. В докладе обобщается опыт специальных программ по увеличению количества посетителей, относящихся к особым группам, а также по улучшению впечатления от посещения музея. На примере людей с расстройствами в спектре аутизма будут представлены возможности научно-обоснованной организации посещения музея и участия в мероприятиях с учетом особенностей этой группы посетителей. |
11:20 – 11:35 |
Дети с РАС в музее: семейное творчество Марина Сергеевна Савенкова, методист по музейно-образовательной деятельности Центра музейной педагогики Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева В докладе будет рассмотрен опыт по проведению цикла семейных занятий для детей с РАС в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева – что происходит, когда дети с РАС приходят в музей с родителями или другими родственниками, как выстраивается семейная экскурсия для такой необычной группы, как складываются взаимоотношения с другими сотрудниками музея в процессе занятий, как адаптируются занятия в творческой мастерской для детей с РАС и отличаются ли их рисунки от произведений их сверстников. И, конечно же, пытаемся ответить на главный вопрос – помогают ли музейные занятия детям с особенностями развития адаптироваться к сложному для них внешнему миру. |
11:40 – 11:55 |
Событийная инклюзия в музее на примере фестиваля «Пятницы в Пушкинском». Организация экскурсий на жестовом языке. Альбина Равильевна Джумаева, менеджер инклюзивных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Важной частью обеспечения доступной среды в музее является доступность услуг. Сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина представят инклюзивную составляющую фестиваля «Пятницы в Пушкинском», которая реализуется с 2016 года в рамках программы «Доступный музей». |
12:00 – 12:15 |
Инклюзивные проекты Пермской художественной галереи: опыт и перспективы. Ольга Рафаковна Гусева, ведущий научный сотрудник Пермской государственной художественной галереи |
12:20 – 12:35 |
Адаптация выставочного пространства для посетителей с инвалидностью посредством VR-технологий. Опыт Музея современного искусства «Гараж». Марина Валерьевна Потанина, менеджер инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж» Выступление посвящено опыту использования технологий виртуальной реальности (VR), которые применялись в процессе адаптации инсталляции Ирины Кориной «Хвост виляет кометой» для посетителей, передвигающихся на инвалидных колясках. |
Обсуждение 25 мин. |
|
Перерыв. |
|
4-я сессия. Доступная среда: государственная программа и общественные инициативы Модератор: Марина Юрьевна Жучкова, начальник Отдела по работе с посетителями в ГМИИ им. А.С. Пушкина |
|
14:00 – 14:30 |
Паспорт доступности. Приказы Министерства культуры 2015 года в ключе реализации государственной программы «Доступная среда». Анастасия Николаевна Плаунова, старший психолог-реабилитолог «РЕАКОМП» |
14:30 – 15:00 |
«Слепота»: теории disability studies и музейные проекты 1990–2000-х годов». Александр Геннадьевич Саленков, искусствовед, куратор образовательной программы Ассоциации искусствоведов, сотрудник Российской академии художеств В докладе будут рассмотрены основные теории «blindness» в рамках disability studies. Это, прежде всего, концепции, связанные с grounded theory – систематической методологией построения теории на основе анализа качественных данных. Кроме того, будут затронуты теории идентичности, инклюзивного дизайна, навигации в пространстве и проблема «девиантности» произведения искусства по отношению к слепым и слабовидящим людям. Поскольку disability studies сложились, преимущественно, в университетах Америки и стран Европы и влияют на развитие инклюзивных проектов и социальных программ музеев и других организаций в сфере искусства, то соответствующие примеры связаны именно с этим опытом междисциплинарного сотрудничества. |
15:00 – 15:15 |
Эстетический опыт для всех. Проблемы инклюзии в классическом музее. Дарья Владимировна Юрийчук, младший научный сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» Классическая экскурсия на хронологически выстроенной экспозиции художественного музея подразумевает рассказ об эпохе, стиле или жизни художника, который дополняется визуальным опытом посетителя, и поэтому не подходит незрячему человеку. Какие новые формы работы могут быть использованы в этой ситуации? Информационная эпоха подразумевает новый режим восприятия: опыт взаимодействия с искусством и миром сегодня становится все менее текстоцентричным. Сегодня нас плотной сетью окружают изображения, которые «мигрируют» с одного носителя на другой. Однако, для взаимодействия с образами нужно не только зрение – все наши органы чувств участвуют в эстетическом переживании. Поэтому экскурсовод сегодня должен не столько предоставлять знания и факты, которые стали доступнее для всех, сколько обращаться к чувствам и воображению. Такие новые формы работы с посетителями с инвалидностью, открывают перспективы и для широкой аудитории. Как может быть дополнена экспозиция и построена работа в классическом музее в связи с этими новыми запросами? |
15:20 –15:35 |
Выставка как инструмент инклюзии. Илья Дмитриевич Ермолаев, помощник генерального директора Государственного Эрмитажа На примере опыта Государственного Эрмитажа автор рассмотрит, какое место в создании доступной среды в музее и обществе в целом могут занимать выставки работ, созданных с людьми с особенностями психического развития, трудностями в обучении и аутизмом, обычно относимые к аутсайдер-арт, или ар брют. |
15:40 – 15:55 |
Мир без углов: инклюзивные программы в сотрудничестве с Музеем кочевой культуры. Наталья Александровна Мальцева, психолог РБОО «Центр лечебной педагогики», преподаватель РГГУ Центр лечебной педагогики сотрудничает с музейными организациями, участвуя в партнерских проектах (педагоги и психологи ЦЛП проводят лекции и мастер-классы) и устраивая посещения экспозиций детскими группами. Кроме того, сотрудники ЦЛП иногда привлекаются в качестве экспертов с целью адаптации экскурсий для разных категорий посетителей. С точки зрения средового подхода музей может рассматриваться как развивающая среда (обладающая всеми характеристиками среды – структурой, эмоциональными и смысловыми отношениями, пространственно-временными особенностями). В рамках инклюзивных проектов Музея кочевой культуры реализуются экскурсии, творческие занятия и мастер-классы, иппотерапия, факультатив по музейному делу для школьников старших классов, сопровождаемое волонтерство, интегративный детский лагерь. |
16:00 – 16:15 |
Тактильные макеты: от выбора экспоната до размещения на экспозиции. Практический опыт ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Рубеновна Маринова, сотрудник Отдела по работе с посетителями в ГМИИ им. А.С. Пушкина В докладе будет описана полная схема адаптации выставки изобразительного искусства для незрячих и слабовидящих: алгоритм выбора экспонатов, полный процесс создания макетов (включая выбор материала, вопросы цветности и возможное упрощение изображения), этикетаж шрифтом Брайля и корректное размещение макетов в пространстве выставки. |
Обсуждение 15 мин. |